Читала очередное обсуждение "ведет ли разрешение на владение оружием к повышению преступности" и вспомнила момент из одной любимой книги моих 14 лет - "Туннеля в небе" Хайнлайна. Пошла искать этот отрывок онлайн, нашла, решила скопировать, но нашла там пару очепяток. Решила найти на другом сайте этот же отрывок, нашла. Только в другом переводе. И естественно, отвлеклась на сравнение переводов. Вот что я за человек))
Первый вариант:
читать дальше- Да, сестра, какое огнестрельное оружие мне лучше всего захватить с собой?
- Что? Какого дьявола тебе нужно оружие?
- Конечно, для защиты. Хищники и дикари. "Дьякон" Мэтсон определенно сказал, что нас ждет встреча с ужасными животными.
- Сомневаюсь, чтобы он посоветовал тебе взять оружие. Я знаю, он практичный человек. Глядя на все это, малыш, можно забыть, что ты кролик, старающийся спастись от лисы... Как будто ты лиса.
- Что ты имеешь в виду?
- Твоя единственная задача - выжить. Не показать свою храбрость, не бороться, не побеждать дикарей - только продолжать дышать. В одном случае из ста оружие может спасти тебе жизнь: в остальных девяноста девяти случаях оно будет искушать тебя на безрассудный поступок. О, конечно, Мэтсон взял бы оружие, и я взяла бы. Но мы стреляные воробьи: мы знаем, когда применять оружие. Подумай над этим. Во время этого испытания ты можешь столкнуться с воинственными юными наглецами. Если один из них расстреляет тебя, то уже не будет иметь значения, есть ли у тебя оружие - ты будешь мертв. Если у тебя будет оружие, это сделает тебя самоуверенным и ты не позаботишься о надежном убежище. Зато если у тебя не будет оружия, ты всегда будешь помнить, что ты кролик. И будешь заботиться о своей безопасности.
- А ты брала оружие на свой экзамен по выживанию в одиночестве?
- Да. И потеряла его в первый же день. Это спасло мне жизнь.
- Как?
- Потому что, потеряв оружие, я старалась избежать встречи с грифонами Бессмера, а не подстрелить их. Ты слышал о грифонах Бессмера?
- Да, на Спайе Пятой.
- Спайе Четвертой. Я не знаю, насколько глубоко вы, нынешние козлята, изучаете космическую зоологию - познакомившись с невежественными новобранцами-полицейскими, я пришла к выводу, что новомодное "функциональное образование" упразднило учебу в угоду штамповке стандартных личностей. Да, я даже встретила девушку, которая хотела... впрочем, не в этом дело. Дело в том, что этих грифонов нельзя назвать подлинно живыми организмами. Их нервная система децентрализована, так же как и их органы обмена веществ. Убить их можно, только превратив в рубленый шницель. Выстрелы для них как щекотка. Но я не знала этого, и если бы у меня было ружье, я бы попыталась его использовать. Но так как у меня его не было, грифон загнал меня на дерево и продержал там три дня: пребывание на дереве было полезным для моей фигуры, и, кроме того, у меня было много времени для размышлений о философии, этике и путях самосохранения.
Она не переубедила Рода: он все еще считал, что оружие - это такая вещь, которую полезно иметь под рукой. Это позволяло ему чувствовать себя лучше, выше, сильнее и увереннее в себе. Он не будет использовать его - во всяком случае, без причины. И будет заботиться об убежище, хотя никто в группе не назвал бы его трусом. Его сестра - хороший солдат, но всего она не знает.
Сестра тем временем продолжала:
- Я знаю, как хорошо себя чувствуешь с ружьем в руках. Кажешься себе трехметровым гигантом, покрытым шерстью. Готов ко всему и надеешься на встречу с неизвестным. Такое состояние особенно опасно, потому что ты не готов к подобным испытаниям. Ты всего лишь слабое безволосое существо, которое легко убить. Ты держишь ружье, поражающее на две тысячи метров, у тебя запас взрывчатки, достаточный, чтобы взорвать
холм, но у тебя нет глаз на затылке, как у Януса, и ты не можешь видеть в темноте, как пигмеи Тетиса. Смерть может подкрасться к тебе сзади, в то время как ты взял что-то на мушку впереди.
- Но, сестра, твой отряд тоже вооружен ружьями.
- Винтовки, радар, бомбы, газы, деформаторы и другое оружие, которое мы используем, секретны. Да и что тебе пользы от них? Ты ведь не будешь захватывать город? Бадди, иногда я посылаю девушку на разведку с целью сбора информации - пойти и разыскть что-то, и вернуться живой. Как, по-твоему, я снаряжаю ее?
- Ну...
- Прежде всего, я не посылаю рьяного новобранца: посылаю бывалого солдата. Она сбрасывает форму и, если темно, то покрывает черной краской кожу; уходит с голыми руками и босая. До сих пор я не потеряла в таких походах ни одного солдата. Когда ты беспомощен и беззащитен, у тебя появляются глаза на затылке, а нервные окончания ощупывают все вокруг. Я об этом узнала, когда была младшим лейтенантом, от женщины-солдата, которая могла бы по возрасту быть моей матерью.
Пораженный, Род медленно сказал:
- Дьякон Мэтсон говорил,что если бы это было в его власти, он отправил бы нас на испытание с голыми рукми.
- Доктр Мэтсон умный человек!
Вторая версия:
читать дальше— Послушай, Элен, а какое мне лучше взять ружье или пистолет?
— Что? На кой черт тебе ружье?
— Ну как же? Я ведь неизвестно с чем там могу столкнуться. Дикие звери и все такое. Мастер Мэтсон подтвердил, что мы должны опасаться диких животных.
— Я сомневаюсь, что он посоветовал бы тебе брать с собой ружье. Судя по его репутации, Мэтсон — человек практичный. В этом путешествии, дите ты малое, тебе отводится роль кролика, пытающегося убежать от лисы. Запомни, ты — не лиса.
— В смысле?
— Твоя единственная задача — остаться в живых. Не проявлять чудеса храбрости, не сражаться, не покорять планету, а только остаться в живых. В одном случае из ста ружье может спасти тебе жизнь, в остальных девяноста девяти оно лишь втянет тебя в какую-нибудь глупую историю. Мэтсон, без сомнения, взял бы ружье, да и я тоже. Но мы-то уже стреляные воробьи, мы знаем, когда не надо им пользоваться. И еще учти. В зоне проведения испытаний будет полно молодых сопляков, которым не терпится пострелять. Если тебя кто-нибудь подстрелит, уже не будет иметь никакого значения, есть у тебя ружье или нет, — ты будешь мертв. Но если оно у тебя будет, ты почувствуешь себя этаким суперменом и когда-нибудь просто забудешь про маскировку. Когда у тебя нет ружья, ты знаешь, что ты — кролик, и ты всегда осторожен.
— А ты сама брала ружье, когда сдавала «выживание»?
— Брала. И потеряла его в первый же день. Чем спасла себе жизнь.
— Как это?
— Я просто убежала от бессмеровского гриффина, а было бы у меня ружье, наверняка попыталась бы его пристрелить. Слышал про бессмеровских гриффинов?
— Э-э-э… Спика-пять?
— Спика-четыре. Я не знаю, как много экзозоологии вам сейчас преподают, но, глядя на наших рекрутов-недоучек, можно подумать, что в рамках этой новомодной системы «функционального образования» вообще запретили учиться и занимаются только развитием нежной трепетной личности. Ко мне однажды попала девица, которая хотела… Впрочем, ладно. Про гриффинов я тебе скажу самое главное: у них попросту нет ни одного жизненно важного органа. Нервная система у этих тварей децентрализована, и система ассимиляции тоже. Есть только один способ быстро убить гриффина — пропустить его через мясорубку, а стрельба для него — как щекотка. Но я тогда этого не знала и, будь у меня ружье, наверняка узнала бы, только вряд ли кому уже рассказала. А так он загнал меня на дерево на трое суток, что пошло на пользу моей фигуре и дало мне время поразмыслить о философии, этике и практических принципах самосохранения.
Род не стал спорить, но по-прежнему считал, что огнестрельное оружие — штука очень удобная и полезная. Когда на бедре висит пистолет, он всегда чувствовал себя выше, сильнее, увереннее — одним словом, хорошо себя чувствовал. И вовсе не обязательно его применять, кроме, может быть, самых крайних случаев. Род прекрасно знал, как важно уметь маскироваться и прятаться; никто в группе не умел подкрадываться так же незаметно, как он. Сестра, конечно, отличный солдат, но и она знает не все…
Однако Элен продолжала:
— Я знаю, какое это приятное чувство, когда на боку пистолет. Сразу чувствуешь, что глаза у тебя мечут молнии, роста в тебе три метра, хвост трубой и весь ты покрыт волосами, как пещерный человек. Ты готов ко всему, и тебе даже хочется приключений. Вот тут-то и кроется опасность, потому что все это тебе только кажется. Ты — слабый, голый эмбрион, которого на удивление легко убить. Ты можешь таскать с собой штурмовое ружье с прецизионным прицелом на два километра и протонные заряды, способные взорвать целую гору, но у тебя все равно нет глаз на затылке, как у птицы-януса, и в темноте ты все равно не видишь, как пигмеи Тетиса. Пока ты целишься во что-нибудь впереди, смерть запросто может подкрасться сзади.
— Да, однако вся твоя рота ходит с ружьями, сестренка.
— С ружьями, радарами, гранатами, приборами ночного видения, газами, помехопостановщиками и еще всякими штуками, которые мы без особой в том уверенности считаем секретными. Ну и что? Тебе же не крепость штурмовать. Иногда мне приходится посылать девчонок на разведку. Задача: попасть туда, заполучить информацию и вернуться живой. Как, ты думаешь, я их снаряжаю?
— Э-э-э…
— А вот как. Прежде всего, я никогда не выбираю ретивых молодых рекрутов. Я посылаю кого-нибудь из закаленных ветеранов, которых очень трудно убить. Она раздевается до исподнего, красит кожу в темный цвет — если кожа уже не темная — и отправляется на разведку с голыми руками, иногда босиком, безо всего вообще. Я еще не потеряла так ни одного разведчика. Когда ты беспомощен и не защищен, у тебя действительно отрастают глаза на затылке, а нервные окончания сами тянутся во все стороны и буквально ощупывают местность. Мне эту науку преподала, еще когда я сама была хвастливым зеленым рекрутом, сержант, очень опытная женщина, которая по возрасту годилась мне в матери.
На Рода это произвело впечатление, и он медленно произнес:
— Мастер Мэтсон сказал, что, будь его воля, он отправил бы нас на испытания с голыми руками.
— Доктор Мэтсон — разумный человек.
И оригинал (мне же надо было найти оригинал):
читать дальше"Uh, Sis, what sort of gun should I carry?"
"Huh? Why the deuce do you want a gun?"
"Why, for what I might run into, of course. Wild animals and things. Deacon Matson practically
said that we could expect dangerous animals."
"I doubt if he advised you to carry a gun. From his teputation, Dr. Matson is a practical man. See
here, infant, on this tour you are the rabbit, trying to escape the fox. You aren't the fox."
"What do you mean?"
"Your only purpose is to stay alive. Not to be brave, not to fight, not to dominate the wilds- but
just stay breathing. One time in a hundred a gnn might save your life; the other ninety-nine it will just
tempt you into folly. Oh, no doubt Matson would take one, and I would, too. But we are salted; we
know when not to use one. But consider this. That test area is going to be crawling with trigger-happy
young squirts. If one shoots you, it won't matter that you have a gun, too- because you will be dead.
But if you carry a gun, it makes you feel cocky; you won't take proper cover. If you don't have one,
then you'll know that you are the rabbit. You'll be careful."
"Did you take a gun on your solo test?"
"I did. And I lost it the first day. Which saved my life."
"How?"
"Because when I was caught without one I ran away from a Bessmer's griffin instead of trying to
shoot it. You savvy Bessmer's griffin?"
"Uh, Spica V?"
"Spica IV. I don't know how much outer zoology they are teaching you kids these days-from the
ignoramuses we get for recruits I've reached the conclusion that this new-fangled 'functional
education' has abolished studying in favor of developing their cute little personalities.
"Why I had one girl who wanted to- never mind; the thing about the griffin is that it does not
really have vital organs. Its nervous system is decentralized, even its assimilation system. To kill it
quickly you would have to grind it into hamburger. Shooting merely tickles it. But not know that; if I
had had my gun I would have found out the hard way. As it was, it treed me for three days, which did
my figure good and gave me time to think over the philosophy, ethics, and pragmatics of selfpreservation."
Rod did not argue, but he still had a conviction that a gun was a handy thing to have around. It
made him feel good, taller, stronger and more confident, to have one slapping against his thigh. He
didn't have to use it- not unless he just had to. And he knew enough to take cover; nobody in the class
could do a silent sneak the way he could. While Sis was a good soldier, still she didn't know
everything and-
But Sis was still talking. "I know how good a gun feels. It makes you bright-eyed and bushytailed,
three meters tall and covered with hair. You're ready for anything and kind of hoping you'll
find it. Which is exactly what is dangerous about it-because you aren't anything of the sort. You are a
feeble, hairless embryo, remarkably easy to kill. You could carry an assault gun with two thousand
meters precision range and isotope charges that will blow up a hill, but you still would not have eyes
in the back of your head like a janus bird, nor be able to see in the dark like the Thetis pygmies.
Death can cuddle up behind you while you are drawing a bead on something in front."
"But, Sis, your own company carries guns.
"Guns, radar, bombs, black scopes, gas, warpers, and some things which we light-heartedly hope
are secret. What of it? You aren't going to storm a city. Buddy, sometimes I send a girl out on an
infiltration patrol, object: information-go out, find out, come back alive. How do you suppose I equip
her?"
"Never mind. In the first place I don't pick an eager young recruit; I send some unkillable oldtimer.
She peels down to her underwear, darkens her skin if it is not dark, and goes out bare-handed
and bare-footed, without so much as a fly swatter. I have yet to lose a scout that way. Helpless and
unprotected you do grow eye's in the back of your head, and your nerve ends reach out and feel
everything around you. I learned that when I was a brash young j.o., from a salty trooper old enough
to be my mother."
Impressed, Rod said slowly, "Deacon Matson told us he would make us take this test barehanded,
if he could."
"Dr. Matson is a man of sense."
А вообще недавно узнала о теории, что главный герой, этот самый Род, был черным. Забавно читать, как одни притягивают к этой теории куски текста, а другие опровергают это тоже фрагментами текста. Мне прямо интересно - а никто не рассматривает варианта, что авторы не всегда сами "видят" внешность героя, и поэтому канонической расы у героя нет?
Читала очередное обсуждение "ведет ли разрешение на владение оружием к повышению преступности" и вспомнила момент из одной любимой книги моих 14 лет - "Туннеля в небе" Хайнлайна. Пошла искать этот отрывок онлайн, нашла, решила скопировать, но нашла там пару очепяток. Решила найти на другом сайте этот же отрывок, нашла. Только в другом переводе. И естественно, отвлеклась на сравнение переводов. Вот что я за человек))
Первый вариант:
читать дальше
Вторая версия:
читать дальше
И оригинал (мне же надо было найти оригинал):
читать дальше
А вообще недавно узнала о теории, что главный герой, этот самый Род, был черным. Забавно читать, как одни притягивают к этой теории куски текста, а другие опровергают это тоже фрагментами текста. Мне прямо интересно - а никто не рассматривает варианта, что авторы не всегда сами "видят" внешность героя, и поэтому канонической расы у героя нет?
Первый вариант:
читать дальше
Вторая версия:
читать дальше
И оригинал (мне же надо было найти оригинал):
читать дальше
А вообще недавно узнала о теории, что главный герой, этот самый Род, был черным. Забавно читать, как одни притягивают к этой теории куски текста, а другие опровергают это тоже фрагментами текста. Мне прямо интересно - а никто не рассматривает варианта, что авторы не всегда сами "видят" внешность героя, и поэтому канонической расы у героя нет?